Креативные методы для развития ребенка

Креативные методы для развития ребенка


Современные родители увлекаются интеллектуальным развитием ребенка, а духовное воспитание считают второстепенным. Поэтому ребенок теряет присущие ему от природы доброту, искренность, сострадание, открытость превращается в «интеллектуального робота». Однако эмоции являются первичными. Формировать и развивать сферу эмоций и чувств личности позволит искусство.

Художественное образование дошкольников: не воспроизводить, а творить.

Искусство является мощным интегратором в образовании детей дошкольного возраста, средством воздействия и развитие творческих способностей, в частности изобразительных и музыкальных. Поэтому традиционной в образовании работе учреждений дошкольного образования являются занятия по рисованию, лепке, аппликации, музыки и тому подобное. Однако анализ современной образовательной практики свидетельствует, что среди воспитателей распространены стереотипные взгляды на развитие музыкальных способностей детей. Они привыкли перекладывать ответственность на организацию и результаты музыкального воспитания на музыкального руководителя. Неутешительная ситуация и в организации изобразительной деятельности. Воспитатели превращают занятия в мини-копию школьного урока и требуют, чтобы дети применяли определенные материалы, четко воспроизводили предложенные образцы и тому подобное.

Авторитарный подход не будет способствовать развитию ни изобразительных, ни музыкальных способностей ребенка. Репродуктивный характер организации художественного образования следует изменить на креативный, который должен базироваться на синкретических особенностях искусства, творчества воспитателя и его ориентации на современные интегрированные формы работы с детьми.

Как интегрировать изобразительное и музыкальное искусства

Организуйте художественное образование так, чтобы дети эмоционально погружались в среду, насыщенную разнообразными материалами для творчества. Благодаря художественному слову, музыкальному сопровождению они полнее и ярче воспринимают окружающую среду, а значит, создавайте эмоционально окрашенные образы. Проводите художественные занятия как художественно-педагогическое общение, не выделяющие при этом рисование, лепку, аппликацию. Зато побуждайте детей создавать образы из материалов, которые дети будут выбирать самостоятельно. Это позволит реализовать их замыслы. Совместно исследуйте и наблюдайте, чтобы насытить детей яркими впечатлениями.

Пример

Предложите детям попробовать яблоко, спросите их:

– какое яблоко на вкус?

– как яблоко выглядит?

– Как растет яблоко?

Проведите психологический этюд.

Давайте станем маленькими зернышками, почувствуем тепло рук садовника, мягкость земли, свежесть дождя. Потянем ручки вверх, к солнышку! Крепко встанем на ноги – это ствол нашей яблоньки. Чем он прочнее, тем вкуснее плоды. А теперь ладошками нежно возьмем яблоко. Почувствуйте, какое оно гладкое, круглое. А хвостик покажет характер яблочка. Если хвостик задран вверх, яблочко хвастливое. Если наклонено в сторону – застенчивое, нежное …

Образ яблока ребенку поможет:

– воссоздать его в рисунке красками, карандашами, мелом;

– вылепить из соленого теста, глины;

– сделать из бумаги и тому подобное.

Создавая такой образ, ребенок не просто представляет его, он проживает его всеми ощущениями: тактильными, кинетическими, визуальными и тому подобное. Ребенок входит в образ, а музыка усиливает эффект. Следовательно, этот образ оживет на бумаге, стене, стекле – там, где его создаст ребенок. Такая форма работы позволяет ему не следовать образцу воспитателя, а отразить то, что он видит на основе собственного опыта.

Визуализация образа важна и для развития музыкальных способностей ребенка, в частности это:

– Восприятие и воспроизведение музыки;

– Восприятие и воспроизведение ритма.

Комплексный подход к созданию образа позволит научить детей слушать и переживать музыку, погружаться в нее, вслушаться в собственные чувства. Чтобы провести художественное занятие эффективно, привлекайте небольшое количество детей. Оптимально – подгруппа из пяти-семи детей младшего и семи-девяти детей старшего дошкольного возраста. Занятия должно продолжаться до тех пор, пока каждый ребенок не завершит работу. При необходимости ребенок может завершить работу после прогулки, во вторую половину дня, дома и тому подобное.

Следующая записьЕще статьи

Комментарии:

Добавить комментарий