Основой художественной деятельности является воображение ребенка – психический процесс, оказывающий влияние на развитие личности. Художественная деятельность дошкольника – музыкальная и изобразительная – это целый мир детских представлений и их отражение такими средствами и способами. Музыка – язык сердца, нежных чувств, мира эмоций. Она дает толчок внутреннему переживанию. Эти внутренние ощущения и переживания вызывают желание передавать музыку в мимике, жестах, движениях, пении, игре, побуждают создавать новые образы. Поэтому ищите оптимальные подходы, методы воздействия на каждого ребенка, которые способствовали бы дальнейшему развитию проявлений личности и его творческих способностей. На первый план в художественном образовании ставьте не теоретические ориентиры и технику исполнения, а эмоциональное и чувственное восприятие искусства. Это позволит интегрировано влиять на чувственную сферу ребенка.
Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования не предусматривает распределение содержания образования по предметам. Сложно отделить речевую от познавательной, творческой деятельности. Итак, как ввести детей в этот целостный мир? Как сформировать у них жизненную компетентность? Предметная система организации обучения в школе, и, как следствие, система занятий в детских садах не решают эти задачи.

Дети привыкают к постоянным указаниям со стороны педагога, родителей и теряются, когда нужно что-то сделать самостоятельно. В жизни для нас нет образцов, схем, алгоритмов, каждый сам принимает решение. Решить такую задачу позволит направленность образования на развитие творчества. Чтобы развивать творчество детей педагог не должен требовать прямого подражания, навязывать способы действий. Каждый ребенок должен самостоятельно искать и выбирать собственные варианты. Она проявляет личностное отношение к предложениям педагога и может согласиться или не согласиться. Это вызывает сложности для воспитателей, которые не могут оторваться от конспекта и предложить для ребенка интересные виды деятельности, необычные формы работы и тому подобное.
Чтобы эффективно развивать творческие способности детей, педагог должен:
– знать возрастные психические особенности дошкольников и понимать закономерности развития их музыкальных и изобразительных способностей;
– формировать у детей целостность образов и явлений методом восприятия и проживания;
– активизировать музыкальную деятельность во время образотворения – применить игры-драматизации, вокальные и инструментальные импровизации, дирижирования оркестром, предлагать создавать на основе собственных чувств музыкальные заклички, напевы и тому подобное.

Чтобы продуктивный характер организации художественного образования заменить творческим, применяйте различные подходы к организации изобразительной деятельности детей. Дайте им возможность:
– Выбирать различные художественные материалы и самостоятельно их осваивать;
– Экспериментировать с различными материалами;
– самостоятельно находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации, пении, музыкально-ритмических движениях.
Не ограничивайте художественную деятельность детей только традиционными занятиями. Проводите с детьми игры-драматизации, побуждайте к вокальным и инструментальным импровизациям, дирижирование оркестром, предлагайте детям создавать на основе собственных чувств музыкальные заклички, напевы и тому подобное.
Творческие способности у ребенка будут развиваться эффективнее, если комплексно активизировать все каналы восприятия – визуальный, аудиальный, кинестетический.
Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей называют причиной успеха усердный труд, а не талант. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных. Люди, которым в детстве дают возможность раскрыть свои способности, остаются творческими личностями во взрослом возрасте. Если же детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут сомневаться в своих поступках. Попробуйте дома выполнить упражнение, которое поможет преодолеть излишнюю настойчивость.